Пояснительная записка к вариативной части ООП
Образовательная программа дошкольного образования МБОУ «Школа – детский сад
№12» состоит из двух частей – обязательной и части, формируемой участниками
образовательного процесса.
Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, отражается в
каждом разделе ООП: целевом, содержательном, организационном. Отвечает за реализацию
регионального компонента и отражает специфику национальных, социокультурных и иных
условий.
1.Целевой раздел
Задачи
− обеспечить равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период
дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса,
психофизиологических и других особенностей;
− обеспечить вариативности и разнообразия содержания образовательных программ,
возможности их формирования различной направленности с учетом образовательных
потребностей и способностей детей, а также специфики национальных, социокультурных и
иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
− индивидуализация дошкольного образования за счет учета этнокультурной ситуации
развития детей и личностной специфики каждого ребенка как субъекта образования.
Значимые для разработки программы характеристики, в том числе характеристика
особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
При разработке программы учитывались следующие значимые для организации
образовательного процесса в МБОУ характеристики: социокультурная среда, Национальнокультурные особенности, анализ кадрового состава, контингент воспитанников и их семей,
характеристики особенностей развития детей раннего, дошкольного возраста и детей с ОВЗ.
Планируемые результаты освоения программы, в части, формируемой участниками
образовательных отношений
Познавательная
сфера
первоначальные,
дифференцированные
или
обобщенные представления об
истории, языке, обычаях, нормах и
правилах поведения и др.
- Дошкольник знает, что люди объединяются в различные
национальные группы, видит их многообразие, определяет их
некоторые внешние особенности, различие языка.
Эмоционально -чувственная
сфера интерес к культуре своего
народа, взаимодействие со
взрослыми и сверстниками в
условиях этнокультурной среды,
эмпатийные переживания;
ориентация на общечеловеческие
ценности;
Поведенческая сфера - способы
взаимодействия с другими людьми
в этнокультурной среде, умения
отражать имеющиеся представления в разных видах деятельности
-Ребенок проявляет интерес к культуре своего народа, русской и
коми-пермяцкой народной культуре, знакомству с культурами
различных этносов, населяющих Пермский край.
- Ребенок называет свою национальную принадлежность.
- Ребенок знает, что Россия – большая многонациональная
страна, понимает, что все люди должны жить в мире и
согласии.
-Ребенок стремится налаживать бесконфликтные отношения с
детьми других этносов, с желанием участвует в разных видах
деятельности с ними.
- С удовольствием рассказывает о своих друзьях других этносов,
высказывает желание расширять круг межэтнического общения.
-С удовольствием участвует в разных видах деятельности на материале
народной культуры, в том числе праздниках, театральных постановках,
проектах, оформлении выставок по этнической проблематике.
2.
Содержательный раздел
2.1. Образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития
ребенка, представленными в пяти образовательных областях
Образовательный процесс в МБОУ предусматривает решение программных
образовательных задач в следующих формах организации деятельности: совместная
образовательная деятельность взрослых и детей; свободная самостоятельная деятельность
детей.
Совместная образовательная деятельность детей и взрослых осуществляется как в ходе
непрерывной образовательной деятельности, так и в ходе осуществления режимных моментов.
Совместная деятельность предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы
организации образовательной работы с воспитанниками и строится на:
•субъект-субъектной (партнерской, равноправной) позиции взрослого и ребенка;
•диалогическом (а не монологическом) общение взрослого с детьми;
•продуктивном взаимодействии ребенка с взрослым и сверстниками;
•партнерской формой организации образовательной деятельности (возможность
свободного размещения, перемещения, общения детей и др.)
Вся работа по реализации Программы строится при взаимодействии с семьями детей.
Непрерывная образовательная деятельность, регламентированная данной Программой,
организуется как совместная интегративная деятельность педагогов с детьми, которая включает
различные виды детской деятельности: игровую, двигательную, коммуникативную,
познавательно-исследовательскую, восприятие
художественной литературы и фольклора, элементарную трудовую деятельность,
конструирование из различных материалов, изобразительную, музыкальную.
Самостоятельная деятельность предполагает свободную деятельность воспитанников в
условиях созданной педагогами (в том числе совместно с детьми) развивающей предметнопространственной среды. Самостоятельная деятельность обеспечивает каждому ребенку
возможность выбора деятельности по интересам; позволяет ему взаимодействовать со
сверстниками или действовать индивидуально; содержит в себе проблемные ситуации и
направлена на самостоятельное решение ребенком разнообразных задач; позволяет на уровне
самостоятельности освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной
деятельности с взрослым.
Национально-культурные:
Содержание дошкольного образования в МБОУ включает в себя вопросы истории и
культуры родного города, природного, социального и рукотворного мира. Поликультурное
воспитание дошкольников строится на основе изучения национальных традиций семей
воспитанников МБОУ. Дошкольники знакомятся с самобытностью и уникальностью русской,
коми-пермяцкой и других национальных культур, представителями которых являются
участники образовательного процесса.
Традиции МБОУ:
•знакомство с народными играми, национальными обрядами;
•приобщение к музыке, устному народному творчеству, художественной литературе,
декоративно-прикладному искусству и живописи разных народов;
•создание мини-музея «Коми-пермяцкий быт и культура»;
•приобщение к истокам коми - пермяцкой народной культуры;
•знакомство с историей, традициями, достопримечательностями родного города и его
окрестностей.
Часть программы формируемая, участниками образовательных отношений
Реализация регионального компонента
Организация деятельности по региональному компоненту осуществляется в процессе
введения дополнительного материала в содержание занятий по всем пяти направлениям.
Социально-коммуникативное развитие: воспитывать у детей дошкольного возраста
чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявлением на этой основе
ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и
сверстникам. Использовать знания о родном крае в игровой деятельности. Вызывать интерес и
уважительное отношение к культуре и традициям родного города, края, стремление сохранять
национальные ценности.
Познавательное развитие: приобщать
детей к истории Коми-пермяцкого округа,
формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с
природой.
Речевое развитие: развивать речь, мышление, первичное восприятие диалектной речи
через знакомство с культурой коми-пермяков.
Художественно-эстетическое развитие: приобщать детей к музыкальному творчеству
родного города; воспитывать любовь в родной земле через слушание музыки, разучивание
песен, хороводов, традиций города. Формировать практические умения по приобщению детей
старшего дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным видам
деятельности.
Физическое развитие: развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость,
смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы.
Модель организации деятельности по региональному компоненту основной
общеобразовательной программы:
Направление
Вид деятельности
Предметно - Оформление уголков:
развивающая
уголок коми-пермяцкого быта,
среда
уголок
символики
(Россия,
Пермский край, Коми округ, город).
Нестандартное
спортивное
и
игровое оборудование
Физическое
Художествен
ноэстетическое
Социальнокоммуникативное
Познавательн
Возрастная группа
Все группы
Периодичность/
срок
В течение года
Старшие группы
Развлечения «По тропе героев Старшая,
В соответствие с
коми» (Кудым-Ош, Пера Богатырь) подготовительная
планированием
Коми-пермяцкие игры
в течение года
Занятия
по Подвижные
Все группы
физ.воспитанию
игры комипермяцкого
народа в
процессе
занятий
Рисование,
аппликация,
лепка. Средняя старшая, В соответствие с
Коллективные работы.
подготовительная
планированием
в течение года
Выставка совместных работ детей и
родителей.
Знакомство с коми- пермяцким
орнаментом, народной игрушкой,
скульптурой
Музыка.
Средняя,старшая,
В соответствие с
Встречи с коми- пермяцкими
подготовительная
планированием
поэтами и писателями.
в течение года
Музыкальные, театральные,
художественные гостиные с
Все группы
приглашением актеров,
художников.
Разучивание
песен,
комипермяцкого фольклора.
Целевые прогулки, беседы,
Все группы
В соответствие с
экскурсии, оформление
планированием
фотовыставок, рассматривание
в течение года
иллюстраций, проблемные ситуации
,правила поведения на улице
Рассказ
Любимый город. Все группы
В соответствие с
воспитателя,
Достопримеча
планированием
рассматривание
тельности
в течение года
Традиции
фото,
родного
иллюстраций,
города.
тематические
История
занятия.
нашего края.
Природа
родногоГерб города.
края
Родной свой
край знай и
люби.
Проведение
декады
комипермяцкой культуры и языка
Все группы
В соответствии с
планированием
февраль месяц
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены
следующие задачи:
- формирование психолого-педагогических знаний родителей в области этнокультурного
воспитания;
- приобщение родителей к участию в жизни ОУ;
- оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
- изучение и пропаганда лучшего семейного опыта в этнокультурном направлении.
Участие родителей
в жизни ДОУ
В проведении
мониторинговых
исследований
В создании условий
В просветительской
деятельности,
направленной на
повышение
педагогической
культуры, расширение
информационного поля
родителей
В воспитательнообразовательном
процессе ДОУ,
направленном на
установление
сотрудничества и
партнерских
отношений
с целью вовлечения
родителей в единое
образовательное
Формы участия
Анкетирование
Социологический опрос
Интервьюирование
Помощь в создании предметноразвивающей среды
Сбор информации с помощью родителей
об истории памятника Кудым-Ошу, о
зарождении города Кудымкара
Подготовка костюмов богатырей русских
и коми-пермяцких
Участие в подготовке выставки и мастерклассе
Наглядная информация (стенды, папкипередвижки, семейные и групповые
фотоальбомы, фоторепортажи «Из жизни
группы», «Копилка добрых дел».
Беседы родителей с детьми о
традиционных народных праздниках
- памятки;
- консультации, семинары, семинарыпрактикумы, конференции;
- распространение опыта семейного
воспитания;
- родительские собрания;
- Дни открытых дверей.
- Чтение и обыгрывание произведений
совместно с детьми в кругу семьи
- Беседа о традициях коми-пермяков,
подбор рецептов для создания
энциклопедии рецептов
- Мероприятия с родителями в рамках
проектной деятельности Детско-взрослые
проекты «Известные люди КомиПермяцкого округа»
- Рассматривание образцов одежды из
Периодичность
сотрудничества
2 раза в год/
по мере необходимости
по мере необходимости
Обновляется в теч.года
По мере необходимости
Раз в квартал
По плану
пространство
бабушкиного сундука, фотографий из
семейного архива
Организационный раздел
Организация развивающей предметно - пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда (далее - РППС) МБОУ соответствует
требованиям ФГОС ДО и СанПиН 2.4.1.3147-13.
Содержание развивающей среды групповых уголков и центров «Наш Коми-пермяцкий
край» предполагает учет следующих требований:
- Содержание коми уголков должно соответствовать возрастным особенностям детей во
всех дошкольных группах.
- Принцип информированности обеспечивается разнообразной тематикой альбомов серии
«Природа родного края» (растения, животный мир) в старших и подготовительных группах.
- В группах среднего и старшего дошкольного возраста присутствует государственная
символика флаг, герб г. Кудымкара, Коми –пермяцкого округа, России.
- Представлены предметы декоративно-прикладного искусства: берестяные изделия,
народные игрушки, сувениры.
- Фонотека Диски «Пуксямö да кывзамö»/ «Сядем и послушаем», «Гора песня сьыламö»/
«Коми-пермяцкие песни», записи русских – народных сказок в переводе на коми-пермяцкий
язык.
-Открытки с изображением Кудымкара (старого и современного города), альбом
«Национальная одежда коми-пермяков».
- Элементы костюмов для драматизации произведений, раскраски, шаблоны, трафареты
для рисования одежды и пр.
Описание особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
- Недели творчества
- Совместные праздники, развлечения.
- Встречи с интересными людьми
- Семейные гостиные
- Клубы по интересам для родителей;
- Участие в творческих выставках, смотрах-конкурсах
- Привлечение родителей к участию в экскурсиях с детьми
- Коми-пермяцкие посиделки
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности
Цель: построение образовательной деятельности, направленной на обеспечение
единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, с учетом интеграции на
необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму» с
учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей,
социального заказа родителей.
Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа
построения программы являются примерные темы (праздники, события, проекты), которые
ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены
различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к:
-явлениям нравственной жизни ребенка
окружающей природе
миру искусства и литературы
традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям
-событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (родной город,
День народного единства, День защитника Отечества и др.)
-сезонным явлениям
-народной культуре и традициям.
Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет
ввести
региональные и культурные компоненты, учитывать приоритет дошкольного учреждения.
Интеграция этнокультурного содержания:
Тема
Национально-региональный компонент
Россия на карте мира.
Кудымкар на карте Пермского края.
Российская символика: герб, флаг, гимн.
Герб, флаг Кудымкара
Моя родословная.
Почему наш город так называется?
История в архитектурных памятниках.
Достопримечательности города Кудымкара,
исторические места.
Народы России.
Народы, населяющие Пермский край.
История вещей (роспись посуды: хохлома, История вещей. Коми – пермяцкая изба.
гжель и т.д.)
Одежда русских князей.
Самобытность коми-пермяцких костюмов.
Природа и растительность России.
Живописность и разнообразие природы,
растительности Коми - Пермского округа
Фольклор на Руси (песни, заклички, игры)
Коми –пермяцкий фольклор. Национальные
коми – пермяцкие танцы, игры.
Праздники.
Масленица.
Троица.
Сбор урожая.
Новый год.