Вариативная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Пояснительная записка к вариативной части ООП
Образовательная программа дошкольного образования МБОУ «Школа – детский сад
№12» состоит из двух частей – обязательной и части, формируемой участниками
образовательного процесса.
Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, отражается в
каждом разделе ООП: целевом, содержательном, организационном. Отвечает за реализацию
регионального компонента и отражает специфику национальных, социокультурных и иных
условий.
1.Целевой раздел
Задачи
− обеспечить равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период
дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса,
психофизиологических и других особенностей;
− обеспечить вариативности и разнообразия содержания образовательных программ,
возможности их формирования различной направленности с учетом образовательных
потребностей и способностей детей, а также специфики национальных, социокультурных и
иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
− индивидуализация дошкольного образования за счет учета этнокультурной ситуации
развития детей и личностной специфики каждого ребенка как субъекта образования.
Значимые для разработки программы характеристики, в том числе характеристика
особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
При разработке программы учитывались следующие значимые для организации
образовательного процесса в МБОУ характеристики: социокультурная среда, Национальнокультурные особенности, анализ кадрового состава, контингент воспитанников и их семей,
характеристики особенностей развития детей раннего, дошкольного возраста и детей с ОВЗ.
Планируемые результаты освоения программы, в части, формируемой участниками
образовательных отношений
Познавательная
сфера
первоначальные,
дифференцированные
или
обобщенные представления об
истории, языке, обычаях, нормах и
правилах поведения и др.

- Дошкольник знает, что люди объединяются в различные
национальные группы, видит их многообразие, определяет их
некоторые внешние особенности, различие языка.

Эмоционально -чувственная
сфера интерес к культуре своего
народа, взаимодействие со
взрослыми и сверстниками в
условиях этнокультурной среды,
эмпатийные переживания;
ориентация на общечеловеческие
ценности;
Поведенческая сфера - способы
взаимодействия с другими людьми
в этнокультурной среде, умения
отражать имеющиеся представления в разных видах деятельности

-Ребенок проявляет интерес к культуре своего народа, русской и
коми-пермяцкой народной культуре, знакомству с культурами
различных этносов, населяющих Пермский край.

- Ребенок называет свою национальную принадлежность.
- Ребенок знает, что Россия – большая многонациональная
страна, понимает, что все люди должны жить в мире и
согласии.

-Ребенок стремится налаживать бесконфликтные отношения с
детьми других этносов, с желанием участвует в разных видах
деятельности с ними.
- С удовольствием рассказывает о своих друзьях других этносов,
высказывает желание расширять круг межэтнического общения.
-С удовольствием участвует в разных видах деятельности на материале
народной культуры, в том числе праздниках, театральных постановках,
проектах, оформлении выставок по этнической проблематике.

2.
Содержательный раздел
2.1. Образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития
ребенка, представленными в пяти образовательных областях
Образовательный процесс в МБОУ предусматривает решение программных
образовательных задач в следующих формах организации деятельности: совместная

образовательная деятельность взрослых и детей; свободная самостоятельная деятельность
детей.
Совместная образовательная деятельность детей и взрослых осуществляется как в ходе
непрерывной образовательной деятельности, так и в ходе осуществления режимных моментов.
Совместная деятельность предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы
организации образовательной работы с воспитанниками и строится на:
•субъект-субъектной (партнерской, равноправной) позиции взрослого и ребенка;
•диалогическом (а не монологическом) общение взрослого с детьми;
•продуктивном взаимодействии ребенка с взрослым и сверстниками;
•партнерской формой организации образовательной деятельности (возможность
свободного размещения, перемещения, общения детей и др.)
Вся работа по реализации Программы строится при взаимодействии с семьями детей.
Непрерывная образовательная деятельность, регламентированная данной Программой,
организуется как совместная интегративная деятельность педагогов с детьми, которая включает
различные виды детской деятельности: игровую, двигательную, коммуникативную,
познавательно-исследовательскую, восприятие
художественной литературы и фольклора, элементарную трудовую деятельность,
конструирование из различных материалов, изобразительную, музыкальную.
Самостоятельная деятельность предполагает свободную деятельность воспитанников в
условиях созданной педагогами (в том числе совместно с детьми) развивающей предметнопространственной среды. Самостоятельная деятельность обеспечивает каждому ребенку
возможность выбора деятельности по интересам; позволяет ему взаимодействовать со
сверстниками или действовать индивидуально; содержит в себе проблемные ситуации и
направлена на самостоятельное решение ребенком разнообразных задач; позволяет на уровне
самостоятельности освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной
деятельности с взрослым.
Национально-культурные:
Содержание дошкольного образования в МБОУ включает в себя вопросы истории и
культуры родного города, природного, социального и рукотворного мира. Поликультурное
воспитание дошкольников строится на основе изучения национальных традиций семей
воспитанников МБОУ. Дошкольники знакомятся с самобытностью и уникальностью русской,
коми-пермяцкой и других национальных культур, представителями которых являются
участники образовательного процесса.
Традиции МБОУ:
•знакомство с народными играми, национальными обрядами;
•приобщение к музыке, устному народному творчеству, художественной литературе,
декоративно-прикладному искусству и живописи разных народов;
•создание мини-музея «Коми-пермяцкий быт и культура»;
•приобщение к истокам коми - пермяцкой народной культуры;
•знакомство с историей, традициями, достопримечательностями родного города и его
окрестностей.
Часть программы формируемая, участниками образовательных отношений
Реализация регионального компонента
Организация деятельности по региональному компоненту осуществляется в процессе
введения дополнительного материала в содержание занятий по всем пяти направлениям.
Социально-коммуникативное развитие: воспитывать у детей дошкольного возраста
чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявлением на этой основе
ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и
сверстникам. Использовать знания о родном крае в игровой деятельности. Вызывать интерес и
уважительное отношение к культуре и традициям родного города, края, стремление сохранять
национальные ценности.

Познавательное развитие: приобщать
детей к истории Коми-пермяцкого округа,
формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с
природой.
Речевое развитие: развивать речь, мышление, первичное восприятие диалектной речи
через знакомство с культурой коми-пермяков.
Художественно-эстетическое развитие: приобщать детей к музыкальному творчеству
родного города; воспитывать любовь в родной земле через слушание музыки, разучивание
песен, хороводов, традиций города. Формировать практические умения по приобщению детей
старшего дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным видам
деятельности.
Физическое развитие: развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость,
смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы.
Модель организации деятельности по региональному компоненту основной
общеобразовательной программы:
Направление

Вид деятельности

Предметно - Оформление уголков:
развивающая
уголок коми-пермяцкого быта,
среда
уголок
символики
(Россия,
Пермский край, Коми округ, город).
Нестандартное
спортивное
и
игровое оборудование
Физическое

Художествен
ноэстетическое

Социальнокоммуникативное

Познавательн

Возрастная группа
Все группы

Периодичность/
срок
В течение года

Старшие группы

Развлечения «По тропе героев Старшая,
В соответствие с
коми» (Кудым-Ош, Пера Богатырь) подготовительная
планированием
Коми-пермяцкие игры
в течение года
Занятия
по Подвижные
Все группы
физ.воспитанию
игры комипермяцкого
народа в
процессе
занятий
Рисование,
аппликация,
лепка. Средняя старшая, В соответствие с
Коллективные работы.
подготовительная
планированием
в течение года
Выставка совместных работ детей и
родителей.
Знакомство с коми- пермяцким
орнаментом, народной игрушкой,
скульптурой
Музыка.
Средняя,старшая,
В соответствие с
Встречи с коми- пермяцкими
подготовительная
планированием
поэтами и писателями.
в течение года
Музыкальные, театральные,
художественные гостиные с
Все группы
приглашением актеров,
художников.
Разучивание
песен,
комипермяцкого фольклора.
Целевые прогулки, беседы,
Все группы
В соответствие с
экскурсии, оформление
планированием
фотовыставок, рассматривание
в течение года
иллюстраций, проблемные ситуации
,правила поведения на улице
Рассказ
Любимый город. Все группы
В соответствие с
воспитателя,
Достопримеча
планированием
рассматривание
тельности
в течение года

Традиции

фото,
родного
иллюстраций,
города.
тематические
История
занятия.
нашего края.
Природа
родногоГерб города.
края
Родной свой
край знай и
люби.
Проведение
декады
комипермяцкой культуры и языка

Все группы

В соответствии с
планированием
февраль месяц

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены
следующие задачи:
- формирование психолого-педагогических знаний родителей в области этнокультурного
воспитания;
- приобщение родителей к участию в жизни ОУ;
- оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
- изучение и пропаганда лучшего семейного опыта в этнокультурном направлении.
Участие родителей
в жизни ДОУ
В проведении
мониторинговых
исследований
В создании условий

В просветительской
деятельности,
направленной на
повышение
педагогической
культуры, расширение
информационного поля
родителей

В воспитательнообразовательном
процессе ДОУ,
направленном на
установление
сотрудничества и
партнерских
отношений
с целью вовлечения
родителей в единое
образовательное

Формы участия
Анкетирование
Социологический опрос
Интервьюирование
Помощь в создании предметноразвивающей среды
Сбор информации с помощью родителей
об истории памятника Кудым-Ошу, о
зарождении города Кудымкара
Подготовка костюмов богатырей русских
и коми-пермяцких
Участие в подготовке выставки и мастерклассе
Наглядная информация (стенды, папкипередвижки, семейные и групповые
фотоальбомы, фоторепортажи «Из жизни
группы», «Копилка добрых дел».
Беседы родителей с детьми о
традиционных народных праздниках
- памятки;
- консультации, семинары, семинарыпрактикумы, конференции;
- распространение опыта семейного
воспитания;
- родительские собрания;
- Дни открытых дверей.
- Чтение и обыгрывание произведений
совместно с детьми в кругу семьи
- Беседа о традициях коми-пермяков,
подбор рецептов для создания
энциклопедии рецептов
- Мероприятия с родителями в рамках
проектной деятельности Детско-взрослые
проекты «Известные люди КомиПермяцкого округа»
- Рассматривание образцов одежды из

Периодичность
сотрудничества
2 раза в год/
по мере необходимости
по мере необходимости

Обновляется в теч.года

По мере необходимости
Раз в квартал

По плану

пространство

бабушкиного сундука, фотографий из
семейного архива

Организационный раздел
Организация развивающей предметно - пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда (далее - РППС) МБОУ соответствует
требованиям ФГОС ДО и СанПиН 2.4.1.3147-13.
Содержание развивающей среды групповых уголков и центров «Наш Коми-пермяцкий
край» предполагает учет следующих требований:
- Содержание коми уголков должно соответствовать возрастным особенностям детей во
всех дошкольных группах.
- Принцип информированности обеспечивается разнообразной тематикой альбомов серии
«Природа родного края» (растения, животный мир) в старших и подготовительных группах.
- В группах среднего и старшего дошкольного возраста присутствует государственная
символика флаг, герб г. Кудымкара, Коми –пермяцкого округа, России.
- Представлены предметы декоративно-прикладного искусства: берестяные изделия,
народные игрушки, сувениры.
- Фонотека Диски «Пуксямö да кывзамö»/ «Сядем и послушаем», «Гора песня сьыламö»/
«Коми-пермяцкие песни», записи русских – народных сказок в переводе на коми-пермяцкий
язык.
-Открытки с изображением Кудымкара (старого и современного города), альбом
«Национальная одежда коми-пермяков».
- Элементы костюмов для драматизации произведений, раскраски, шаблоны, трафареты
для рисования одежды и пр.
Описание особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
- Недели творчества
- Совместные праздники, развлечения.
- Встречи с интересными людьми
- Семейные гостиные
- Клубы по интересам для родителей;
- Участие в творческих выставках, смотрах-конкурсах
- Привлечение родителей к участию в экскурсиях с детьми
- Коми-пермяцкие посиделки
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности
Цель: построение образовательной деятельности, направленной на обеспечение
единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, с учетом интеграции на
необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму» с
учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей,
социального заказа родителей.
Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа
построения программы являются примерные темы (праздники, события, проекты), которые
ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены
различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к:
-явлениям нравственной жизни ребенка
окружающей природе
миру искусства и литературы
традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям
-событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (родной город,
День народного единства, День защитника Отечества и др.)
-сезонным явлениям
-народной культуре и традициям.

Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет
ввести
региональные и культурные компоненты, учитывать приоритет дошкольного учреждения.
Интеграция этнокультурного содержания:
Тема
Национально-региональный компонент
Россия на карте мира.
Кудымкар на карте Пермского края.
Российская символика: герб, флаг, гимн.
Герб, флаг Кудымкара
Моя родословная.
Почему наш город так называется?
История в архитектурных памятниках.
Достопримечательности города Кудымкара,
исторические места.
Народы России.
Народы, населяющие Пермский край.
История вещей (роспись посуды: хохлома, История вещей. Коми – пермяцкая изба.
гжель и т.д.)
Одежда русских князей.
Самобытность коми-пермяцких костюмов.
Природа и растительность России.
Живописность и разнообразие природы,
растительности Коми - Пермского округа
Фольклор на Руси (песни, заклички, игры)
Коми –пермяцкий фольклор. Национальные
коми – пермяцкие танцы, игры.
Праздники.
Масленица.
Троица.
Сбор урожая.
Новый год.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».