индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и
повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.
1.2.
Временной период реализации СИПР составляет один учебный год.
1.1.
В разработке СИПР принимают участие все специалисты, работающие с учащимся
с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными
нарушениями развития в МБОУ «Школа – детский сад №12», и его родители.
1.4.
Структурно-содержательная форма СИПР обучающегося единая, соответствует
требованиям ФГОС
2.
Структура специальной индивидуальной программы развития
2.1.
Структура СИПР включает:
1)
титульный лист;
2)
общие сведения о ребенке;
3)
характеристику, включающую оценку развития обучающегося на момент
составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и
обучения ребенка;
4)
индивидуальный учебный план;
5)
содержание образования в условиях организации и семьи;
6)
условия реализации потребности в уходе и присмотре;
7)
перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР;
8)
перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и
семьи обучающегося (программа сотрудничества школы и семьи);
9)
перечень необходимых технических средств и дидактических материалов;
10)
средства мониторинга и оценки динамики обучения;
11)
программа может иметь приложение, включающее задания и рекомендации для их
выполнения учащимся в домашних условиях.
3.Требования к разделам специальной индивидуальной программы развития
Титульный лист должен содержать:
- наименование общеобразовательного учреждения (согласно Уставу);
- наименование программы;
- срок реализации СИПР;
- адресность программы (фамилия, имя обучающегося, класс);
- согласование программы с родителями обучающегося;
- год разработки СИПР
В правом верхнем углу ставится гриф утверждения директора МБОУ «Школа – детский
сад №12», в левом верхнем углу - гриф согласования индивидуальной программы
развития с председателем психолого-медико-педагогического консилиума.
3.1.Общие сведения содержат персональные данные об учащемся и его родителях;
3.2.
Характеристика учащегося составляется на основе психолого-педагогического
обследования ребенка, проводимого специалистами МБОУ «Школа – детский сад №12» с
целью оценки актуального состояния развития обучающегося.
Характеристика должна отражать:
1)
бытовые условия семьи, оценку отношения членов семьи к образованию ребенка;
2)
заключение ТПМПК;
3)
данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка;
4)
особенности проявления познавательных процессов: восприятий,
внимания,памяти, мышления;
5)
состояние сформированности устной речи и речемыслительных операций;
6)
характеристику поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых
специалистами; характерологические особенности личности ребенка (со слов родителей);
7)
сформированность
социально
значимых
знаний,
навыков,
умений:
коммуникативные возможности, игра, самообслуживание, предметно-практическая
1.3.
деятельность, интеллектуальные умения и знания (счет, письмо, чтение, представления об
окружающих предметах, явлениях);
8)
потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны
окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая;
9)
выводы по итогам обследования: приоритетные образовательные области, учебные
предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в образовательной
организации, в условиях надомного обучения.
3.3.
Индивидуальный учебный план должен отражать учебные предметы,
коррекционные занятия, внеурочную деятельность, соответствующие уровню актуального
развития ребенка, и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося.
Индивидуальная недельная нагрузка обучающегося может варьироваться с учетом
образовательных потребностей, индивидуальных возможностей и особенностей развития
обучающихся. Формы организации образовательной деятельности, чередование учебной и
внеурочной деятельности определяет образовательное учреждение.
3.4.
Содержание образования в условиях школы и семьи СИПР включает:
конкретные задачи по формированию представлений, действий/операций по
каждой из:
программы формирования базовых учебных действий;
программ учебных предметов, коррекционных занятий;
программы духовно - нравственного развития;
программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни обучающихся;
программы внеурочной деятельности;
Задачи формулируются в качестве возможных (ожидаемых) результатов обучения и
воспитания ребенка на год.
3.5.
Условия реализации потребности в уходе и присмотре
Необходимым условием реализации специальной индивидуальной программы развития
для ряда обучающихся является организация ухода (кормление, одевание/раздевание,
совершение гигиенических процедур) и присмотра.
Уход предполагает выполнение следующей деятельности:
- уход за телом (обтирание влажными салфетками, подмывание, смена подгузника, мытье
рук, лиц, тела, чистка зубов);
- выполнение назначений врача по приему лекарств; кормление и/или помощь в приеме
пищи;
- сопровождение ребенка в туалете,
- высаживание на унитаз в соответствии с индивидуальным графиком;
- раздевание и одевание ребенка, оказание необходимой помощи в раздевании и
одевании ребенка;
- контроль внешнего вида ребенка (чистота, опрятность);
- придание правильной позы ребенку (с целью профилактики порочных состояний),
смена положений тела в течение учебного дня, в том числе с использованием ТСР
(вертикализатор, кресло-коляска, ходунки, подъемник и др.).
Присмотр необходим для обеспечения безопасности обучающихся, сохранности
материальных ценностей.
Необходимость в присмотре для учащихся с расстройствами аутистического
спектра с проблемами поведения, нарушений эмоционально-волевой сферы:
- агрессия (в отношении людей и/или предметов), самоагрессия;
- полевое поведение; проблемы поведения вследствие трудностей освоения
общепринятых норм и правил поведения (оставление класса, выход из школы без
предупреждения взрослых и др.);
- в случаях эпилепсии, других сопутствующих нарушений (соматические,
неврологические и т.д.), в тех ситуациях, когда ребенок использует предметы не по
назначению.
Задачи и мероприятия по уходу и присмотру включаются в СИПР и выполняются
в соответствии с индивидуальным расписанием ухода и потребностью в присмотре,
которые отражаются в индивидуальном графике с указанием времени, деятельности и
лица, осуществляющего уход и присмотр, а также перечня необходимых специальных
материалов и средств.
3.6. Перечень специалистов, участвующие в разработке и реализации СИПР:
учитель класса;
учитель музыки;
учитель адаптивной физкультуры;
учитель-логопед, учитель - дефектолог
педагог-психолог.
3.7. Программа сотрудничества школы с семьей обучающегося(перечень
возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи
обучающегося)
включает задачи, направленные на повышение информированности семьи об
образовании ребенка, развитие мотивации родителей к конструктивному
взаимодействию со специалистами, отражающие способы контактов семьи и
организации с целью привлечения родителей к участию в разработке и реализации
СИПР и преодоления психологических проблем семьи.
3.8. Перечень необходимых технических средствобщего и индивидуального
назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации,
необходимых для реализации СИПР.
3.9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
3.9.1.
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в
полугодие.
3.9.2.
В
ходе мониторинга специалисты образовательного учреждения
оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных
в СИПР.
3.9.3.Оценивание уровня сформированности представлений, действий/операций
осуществляется по критериям: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет
действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие
пообразцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет
действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»;
представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает
объект».
3.9.4. Итоговые
результаты образования за оцениваемый период оформляются
описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год.
3.9.5. На
основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный
период.
3.9.6. В
целях информирования о результатах обучения детей их родителям
(законным представителям) направляется информационное письмо, отражающее
содержание предоставленной в течение учебного года психолого-педагогической помощи
учащемуся, динамику развития и оценку сотрудничества учреждения и семьи по вопросам
воспитания и обучения учащегося.
4.Порядок согласования и утверждения специальной индивидуальной
программы развития
4.1.
СИПР разрабатывается учителем класса, учителем музыки; учителем физкультуры
или адаптивной физкультуры, учителем-логопедом, педагогом- психологом и др.
Ответственным за разработку и реализацию СИПР назначается классный
руководитель.
4.3.
В обязанности ответственного входит:
- объединение усилий специалистов при подготовке СИПР;
- оформление СИПР и утверждение ее директором МБОУ «Школа – детский сад №12»;
- согласование СИПР с родителями обучающегося;
- внесение корректив в содержание СИПР и другие функции.
4.4.
СИПР в обязательном порядке следует согласовать с родителями (законными
представителями) обучающегося. При согласии с содержанием СИПР родителю следует
поставить подпись.
2.7.
СИПР обучающегося обязательно утверждается директором МБОУ «Школа –
детский сад №12». При этом на титульном листе СИПР ставится соответствующий гриф
об утверждении программы.
2.8.
СИПР согласовывается с председателем психолого-медико-педагогического
консилиума.
2.9.
По результатам промежуточной диагностики реализации СИПР по согласованию
со специалистами психолого-медико- педагогического консилиума в ее содержание могут
вноситься коррективы.
По итогам промежуточной аттестации осуществляется обсуждение успешности
реализации СИПР обучающегося на итоговом психолого-медико-педагогическом
консилиуме образовательного учреждения.
4.2.