Пояснительная записка
к учебному плану для реализации адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования для обучающихся с задержкой
психического развития (вариант 7.2)
( 1, 1 дополнительный, 2, 3, 4 классы)
Учебный план МБОУ «Школа – детский сад №12» составлен на основании и в
соответствии со следующими нормативными документами:
- Закон № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1023 "Об утверждении федеральной
адаптированной образовательной программы начального общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте
России 21.03.2023 N 72654);
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 г. N 858 "Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока
использования
исключенных
учебников
(зарегистрировано
в
Минюсте
России
01.11.2022г. № 70799)";
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.01.2024 № 31 «О
внесении изменений в некоторые приказы Минобрнауки и Минпросвещения России,
касающиеся федеральных государственных стандартов начального общего образования и
основного общего образования»;
-"МР 2.4.0331-23. 2.4. Гигиена детей и подростков. Методические рекомендации по
обеспечению оптимизации учебной нагрузки в общеобразовательных организациях.
Методические рекомендации" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ
10.11.2023);
-Постановление об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно –
эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020г. № 28;
-АООП МБОУ «Школа – детский сад №12»;
- Устав МБОУ «Школа – детский сад № 12» г. Кудымкара.
Учебный план НОО обучающихся с ОВЗ является основным организационным
механизмом реализации АООП НОО.
Учебный план для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) фиксирует общий объем
нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их
освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного
процесса,
которые
предусмотрены
Гигиеническими
нормативами
и
Санитарно-
эпидемиологическими требованиями.
В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционноразвивающая область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой
предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых
образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционноразвивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции
недостатков психофизического развития обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных
предметных
областей,
которые
должны
быть
реализованы
в
образовательном учреждении, реализующих ФАООП НОО, и учебное время, отводимое
на их изучение по годам обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
ЗПР:
формирование
социальных
компетенций,
обеспечивающих
овладение
системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
готовность обучающихся к продолжению образования на уровне основного общего
образования;
формирование
основ
нравственного
развития
обучающихся,
приобщение
их
к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях;
личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого
обучающегося. На первом и втором годах обучения эта часть отсутствует. Время,
отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся может быть использовано:
на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию недостатков в психическом
и (или) физическом развитии;
на введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов (например: элементарная компьютерная грамотность);
на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том
числе этнокультурные (например: история и культура родного края).
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана,
состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного
процесса, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной
образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими
требованиями.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В
соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ внеурочная деятельность
организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное,
спортивно-оздоровительное).
Организация
занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью
образовательного процесса в образовательной организации.
Выбор направлений внеурочной деятельности определяется образовательной
организацией.
Коррекционно-развивающая
область,
согласно
требованиям ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной деятельности и
представлена
фронтальными
и
индивидуальными
коррекционно-развивающими
занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой, направленными на
коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных
жизненных условиях. Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и
групповых занятий, их количественное соотношение, содержание может осуществляться,
исходя
из
психофизических особенностей
обучающихся
с
ЗПР
на
основании
рекомендаций ПМПК и ИПРА. Коррекционно-развивающие курсы могут проводиться в
индивидуальной и групповой форме.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при
определении объемов финансирования, направляемых на реализацию АООП НОО.
Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется
следующим образом: недельная нагрузка не более 10 часов, из них не менее 5 часов
отводится
на
проведение
коррекционных
занятий
(пункт
3.4.16 Санитарно-
эпидемиологических требований).
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО
определяет образовательная организация.
Сроки освоения АООП НОО (вариант 7.2) обучающимися с ЗПР составляют 5 лет.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - 5 дней. Пятидневная
рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся
с ЗПР. Обучение проходит в одну смену.
Продолжительность учебного года составляет 34 недели, на первом и втором годах
обучения - 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не
менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся на первом и
втором годах обучения устанавливаются в течение года дополнительные недельные
каникулы.
Продолжительность учебных занятий составляет 40 минут. При определении
продолжительности занятий на первом и втором годах обучения используется
"ступенчатый" режим обучения: в первом полугодии (в сентябре - октябре - по 3 урока в
день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; в январе мае - по 4 урока по 40 минут каждый).
Количество часов, отводимых на изучение учебных предметов "Русский язык",
"Литературное чтение" может корректироваться в рамках предметной области "Русский
язык и литературное чтение" с учетом психофизических особенностей обучающихся с
ЗПР.
Обучение ведется через учебно – методический комплекс «Школа – России».
Учебный план ориентирован на пятилетний нормативный срок освоения АООП
НОО обучающихся с ОВЗ.
Основой учебного плана является осуществление принципа преемственности на
всех ступенях обучения.
Учебный
предмет «Русский
язык» ориентирован на овладение учащимися
функциональной грамотностью.
Учебный предмет «Литературное чтение» предусматривает овладение учащимися
навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской
литературы и формирования умений работы с текстом.
Учебный предмет «Математика» предполагает формирование арифметических
счетных навыков, ознакомление с основами геометрии, информатики.
Учебный предмет «Окружающий мир» обеспечивает активную познавательную
деятельность и развитие речи на основе непосредственных наблюдений предметов и
явлений, близких жизненному опыту обучающихся.
Образовательная область «Искусство» изучается в виде предметов «Музыка»,
«Изобразительное искусство».
Учебный предмет «Труд (технология)» предусматривает овладение учащимися
умениями самообслуживания, навыками ручных технологий обработки различных
материалов. Количество часов, отводимое предмету «Труд (технология)» 1 час в неделю.
Учебный предмет «Физическая культура» ориентирован на укрепление здоровья
учащихся, формирование у школьников здорового образа жизни и предполагает по 2 часа
в 1 – 4 классах.
В предметную область "Русский язык и литературное чтение" введен учебный
предмет "Иностранный язык", в результате изучения которого у обучающихся с ЗПР
будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости иностранного
языка в жизни современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся с ЗПР
приобретут
начальный
опыт
использования
иностранного
языка
как
средства
межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других
народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком. Изучение
учебного предмета "Иностранный язык" начинается с 3-го класса.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого
обучающегося. В 1 и 1дополнительном классах эта часть отсутствует. Время, отводимое
на данную часть во 2 классах, внутри максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся использовано:
на увеличение учебных часов по учебному предмету «Математика» на 1 час;
на введение учебного курса для факультативного изучения «Удивительный
английский» 1 час во 2 классе.
Время, отводимое на данную часть в 3 классах, внутри максимально допустимой
недельной нагрузки обучающихся использовано:
на увеличение учебных часов по учебному предмету «Русский язык» на 1 час;
на увеличение учебных часов по учебному предмету «Иностранный язык
(английский)» на 1 час.
Часы
коррекционно-развивающей
индивидуальными
области
коррекционно-развивающими
представлены
занятиями
групповыми
и
(логопедическими
и
психокоррекционными), направленными на коррекцию недостатков психофизического
развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями
по ритмике, направленными на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности
обучающихся, развитие пространственных представлений, координации движений и
улучшения осанки обучающихся. Количество часов в неделю указывается на одного
учащегося. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во
внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 минут, на
групповые занятия - до 40 минут.
Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью,
составляет не более 10 часов (в том числе не менее 5 часов в неделю на коррекционнообразовательную область в течение всего срока обучения на уровне начального общего
образования) (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).
Все предметы учебного
плана
материально-техническое обеспечение.
имеют кадровое, учебно-методическое,
Предметные
области
Учебные
предметы
классы
Обязательная часть
Русский язык
Русский язык и
литературное
чтение
Литературное
чтение
Английский
Иностранный
язык
язык
1
1 доп.
а
1 доп.
б
2а
2б
3а
3б
4
ВСЕГО
5/165
5/165
5/165
5/170
5/170
5/170
5/170
5/170
40/1345
4/132
4/132
4/132
4/136
4/136
4/136
4/136
4/136
32/1076
-
-
-
-
-
2/68
2/68
2/68
6/204
Математика и
информатика
Математика
4/132
4/132
4/132
5/170
5/170
4/136
4/136
4/136
34/1144
Обществознани
еи
естествознание
(Окружающий
мир)
Основы
духовно –
нравственной
культуры
народов России
Искусство
Окружающий
мир
2/66
2/66
2/66
2/68
2/68
2/68
2/68
2/68
16/538
Основы
религиозной
культуры и
светской этики
-
-
-
-
-
-
-
1/34
1/34
Музыка
1/33
1/33
1/33
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
8/269
1/34
1/34
1/34
1/34
8/269
1/34
1/34
1/34
1/34
8/269
2/68
2/68
2/68
2/68
16/538
21/714
1/34
22/748
22/748
23/782
169/5686
2/68
Изобразительное
1/33
1/33
1/33
1/34
искусство
Труд
1/33
1/33
1/33
1/34
Технология
(технология)
Физическая
2/66
2/66
2/66
2/68
Физическая
культура
культура
20/660 20/660 20/660 21/714
Итого
1/34
Часть, формируемая участниками
образовательного процесса
Факультатив «Удивительный
1/34
английский»
Внеурочная деятельность (включая 10/330 10/330 10/330 10/340
коррекционно – развивающую
область):
Коррекционно – развивающая
7/231
7/231
7/231
7/238
область
Коррекционно – развивающие
6/198
6/198
6/198
6/204
занятия
Физическая культура (Ритмика)
1/33
1/33
1/33
1/34
направления внеурочной
3/99
3/99
3/99
3/102
деятельности
Максимально допустимая годовая 21/693 21/693 21/693 23/782
нагрузка (при 5 –дневной учебной
недели)
*часы коррекционно – развивающей области реализуются за счет
максимально допустимую недельную нагрузку не входят
1/34
2/68
10/340
10/340
10/340
10/340
80/2690
7/238
7/238
7/238
7/238
56/1883
6/204
6/204
6/204
6/204
48/1614
1/34
3/102
1/34
3/102
1/34
3/102
1/34
3/102
8/269
24/807
23/782
23/782
23/782
23/782
178/5989
часов внеурочной деятельности и в
Пояснительная записка
к учебному плану для обучающихся по адаптированной основной
общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), вариант 1
Учебный план МБОУ «Школа – детский сад №12» составлен на основании и в
соответствии со следующими нормативными документами:
- Закон № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ»;
-Федеральный закон
от 24.07.1998г. №124-ФЗ (ред. от 28.12.2016г.) «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от
09.11.2015г. №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для
инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания
им при этом необходимой помощи»;
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
19.12.2014г.
№1599
образовательного
«Об
утверждении
стандарта
федерального
образования
с
от
государственного
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»;
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г.
№ 1026 «Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
-Постановление об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно
– эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020г. № 28;
-"МР 2.4.0331-23. 2.4. Гигиена детей и подростков. Методические рекомендации
по
обеспечению
организациях.
оптимизации
Методические
учебной
рекомендации"
нагрузки
(утв.
в
общеобразовательных
Главным
государственным
санитарным врачом РФ 10.11.2023);
- Устав МБОУ «Школа – детский сад № 12» г. Кудымкара;
-АООП
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) МБОУ «Школа – детский сад №12».
Учебный план образовательного учреждения, реализующих ФАООП УО
(вариант 1), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным
предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Недельный учебный план представлен по этапам обучения:
1 этап - I - IV или I дополнительный, I - IV классы;
2 этап - V - IX классы.
Срок обучения по АООП составляет 9 - 13 лет.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в I
дополнительном и в I классе и 34 учебных недель в году со II по IX класс.
Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732
академических часов на 1 этапе обучения (I - IV или I дополнительный, I - IV класс),
5066 академических часов на 2 этапе обучения (V - IX класс).
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных
областей
и
коррекционно-развивающая
область.
Содержание
всех
учебных
предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную
коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых
образовательных потребностей обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции
недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру
учебного плана входит и коррекционно-развивающая область.
Учебный
план включает обязательную часть
и часть, формируемую
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые осуществляется образовательным
учреждением, реализующим АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по
классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана включает обязательные предметные
области:
-Язык и речевая практика
-Математика
-Естествознание
-Искусство
-Физическая культура
-Технология
-Коррекционно – развивающие занятия.
Основные задачи реализации содержания предметных областей:
Предметная
область
«Язык
и
речевая
практика»
представлена
предметами: «Русский язык», «Чтение», «Речевая практика»
и
учебными
направлена на
формирование навыков чтения и письма. Формирование и развитие техники чтения,
осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных текстов.
Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения литературных произведений.
Развитие навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения.
Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами речевого
этикета.
Предметная область «Математика»
Представлена учебным предметом «Математика». Направлена на получение
овладения способностью математическими знаниями при решении соответствующих
возрасту житейских задач( ориентироваться и использовать меры измерения пространства,
времени, температуры и др. в различных видах практической деятельности). Развитие
способности использовать некоторые математические знания в жизни.
Предметная область «Естествознание» представлена учебными предметами: «Мир
природы и человека» (1-4 классы), «Природоведение» (5 класс). Направлена на
формирование представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке,
месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Развитие
способности к использованию знаний о живой и неживой природе и сформированных
представлений о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни
в конкретных природных и климатических условиях.
Предметная область «Человек и общество» представлена учебным предметом
«Основы социальной жизни» (6 класс). Способствует формированию первоначальных
исторических представлений,
расширению
кругозора
обучающихся
в
процессе
ознакомления с различными сторонами повседневной жизни. Ознакомление с основами
экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений.
Предметная область «Искусство»
Учебные предметы: «Музыка», «Рисование (изобразительное искусство)».
Основные задачи реализации содержания: развитие элементарных умений и
навыков, способствующих адекватному восприятию музыкальных произведений и их
исполнению.
«некрасивого»;
Развитие
художественного
понимание
красоты
как
вкуса:
умение
ценности;
отличать
воспитание
«красивое»
от
потребности
в
художественном творчестве.
Предметная область «Физическая культура»
Учебный предмет: Физическая культура (Адаптивная физическая культура).
Направлена на формирование установки на сохранение и укрепление здоровья,
навыков здорового и безопасного образа жизни; соблюдение индивидуального режима
питания и сна. Воспитание интереса к физической культуре и спорту, формирование
потребности в систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта.
Предметная область «Технология»
Учебные предметы : «Ручной труд» (1-4 классы), «Профильный труд»(6 класс).
Направлены
на
овладение
элементарными
приемами
ручного
труда
и
общетрудовыми умениями и навыками, развитие самостоятельности, положительной
мотивации к трудовой деятельности. Получение первоначальных представлений о значении
труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности выбора доступной
профессии.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся
с умственной отсталостью:
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение
системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося,
а также его интеграцию в социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным
ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения
в экстремальных ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных
для
каждой
группы
обучающихся,
а
также
индивидуальных
потребностей каждого обучающегося.
Таким
образом,
часть
учебного
плана,
формируемая
участниками
образовательных отношений, предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в
том числе этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью
и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или)
физическом развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных
учебных предметов.
Неотъемлемой
деятельность,
составляющей
включающая
учебного
плана
коррекционно-развивающую
направления внеурочной деятельности.
является
область
внеурочная
и
другие
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
обязательными коррекционными курсами (коррекционно- развивающими занятиями).
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение осуществляется общеобразовательной организацией самостоятельно,
исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на
основании
рекомендаций
психолого-медико-педагогической
комиссии.
Время,
отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при
определении максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при
определении объемов финансирования.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в
неделю из часов внеурочной деятельности.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой
частью
образовательного
организации.
Образовательные
процесса
организации
в
общеобразовательной
предоставляют
обучающимся
возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов,
необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей, и составляет
суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны
включать обязательные занятия коррекционной направленности с учетом возрастных
особенностей
обучающихся
3.4.16 санитарных
правил
и
СП
их
физиологических
2.4.3648-20
потребностей
(пункт
"Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
обучающихся
и
молодежи",
утвержденных
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28
(зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020
г, регистрационный N 61573), действующим до 1 января 2027 г.
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью, которые
в силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в
усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их
родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках
которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин,
курсов, модулей, темп и формы образования).
Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных
потребностей,
характерных
для
данной
группы
обучающихся,
а
также
индивидуальных потребностей каждого обучающегося (в 1 классе в соответствии с
санитарно – гигиеническими требованиями эта часть отсутствует). Время, отводимое
на данную часть внутри максимально допустимой нагрузки, использовано на
увеличение учебных часов, отводимое на русский язык, мир природы и человека,
ручной труд.
Содержание
представлено
коррекционно
–
развивающей
коррекционными
области
занятиями
учебного
плана
(логопедическими
и
психокоррекционными), лечебной физкультурой и ритмикой в младших классах.
Всего на коррекционно – развивающую область отводится 6 часов в неделю.
Учебные занятия для обучающихся с ОВЗ организуются в первую смену по
5-ти дневной учебной неделе. Продолжительность урока во 2-5 классах – 40 минут.
С целью профилактики перегрузок проводятся динамические, физкультурные,
игровые
паузы, т.е. устанавливается особый здоровьесберегающий режим.
Снижению утомляемости способствует активный двигательный режим, наличие
двух динамичных перемен продолжительностью 20 минут.
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
которые
в
силу
особенностей
своего
психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных
предметов,
могут
разрабатываться
с
участием
их
родителей
(законных
представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются
индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей,
темп и формы образования).
Все предметы учебного
плана
материально-техническое обеспечение.
имеют кадровое, учебно-методическое,
Недельный учебный план АООП УО (вариант 1) обучающихся 5- 6 классов
Предметные
Учебные предметы
области
Обязательная часть
Классы
Количество учебных часов
5-в
всего
6
и 1.1Русский язык
1.2.Чтение
(Литературное
чтение)
2.Математика
2.1.Математика
4/136
4/136
4/136
3/102
8/272
7/238
4/136
4/136
8/272
3.Естествознан 3.1.Природоведение
ие
4.Человек
и 4.1.География
общество
4.2.Основы
социальной жизни
4.3.Мир истории
5.Искусство
5.1Музыка
5.2.
Рисование
(изобразительное
искусство)
6.Физическая
6.1.
Адаптивная
культура
физическая культура
7.1.Профильный
7.Технология
труд
2/68
2/68
4/136
2/68
2/68
2/68
2/68
4/136
1/34
2/68
2/68
-
2/68
1/34
2/68
2/68
2/68
4/136
6/204
6/204
12/408
27/918
27/918
54/1836
27/918
27/918
54/1836
3/102
3/102
6/204
1/34
1/34
2/68
1/34
1/34
2/68
1/34
1/34
2/68
3/102
3/102
6/204
36/1224
36/1224
72/2448
1.Язык
речевая
практика
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Максимально допустимая
Недельная нагрузка
(при 5 – дневной учебной неделе)
Логопедические
Коррекционно
занятия
– развивающая
область
ЛФК
(коррекционны
Ритмика
е занятия и
ритмика)
Развитие
психомоторики и
сенсорных
процессов
Внеурочная деятельность
Всего
Пояснительная записка к учебному плану
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
реализующих АООП, 2 вариант
Учебный план
разработан на основе следующих нормативно-правовых
документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации";
Федеральный закон от 24.07.1998г. №124-ФЗ (ред. от 28.12.2016г.) «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), от 19
декабря 2014 года № 1599;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября
2022 г. № 1026 «Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)»;
Постановление об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно – эпидемиологические требования к организациям
воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020г. № 28;
"МР 2.4.0331-23. 2.4. Гигиена детей и подростков. Методические
рекомендации
по
обеспечению
оптимизации
учебной
нагрузки
в
общеобразовательных организациях. Методические рекомендации" (утв. Главным
государственным санитарным врачом РФ 10.11.2023);
Устав МБОУ «Школа – детский сад № 12» г. Кудымкара;
АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) МБОУ «Школа – детский сад №12».
Учебный план для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)
умеренной, тяжелой, глубокой (далее – учебный план) обеспечивает введение в
действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и
максимальный
объем
учебной
нагрузки
обучающихся,
состав
и
структуру
образовательных областей, учебных предметов по годам обучения.
Учебный план устанавливает предметные области, предметы и коррекционные
курсы, соответствующие особым образовательным возможностям и потребностям
конкретного обучающегося. Общий объем нагрузки, включенной в индивидуальные
учебные планы не может превышать объем, предусмотренный учебным планом
адаптированной
основной
образовательной
программы
общего
образования
умственно отсталых обучающихся (вариант 2) .
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и
внеурочной
деятельности
в
рамках
реализации
адаптированной
основной
образовательной программы общего образования умственно отсталых обучающихся
определяет образовательное учреждение.
Учебный план включает две части: I – обязательная часть, включающая 5
образовательных областей, представленных 8 учебными предметами; II – часть,
формируемая участниками образовательного процесса, включающая коррекционные
занятия и внеурочные мероприятия.
Процесс обучения по предметам организуется в форме урока.
Учитель проводит урок для состава всего класса. Урок длится 40 минут. В
учебном плане устанавливается количество учебных часов по предметам обучения на
единицу обучающихся. Единицей обучающихся считается класс - все обучающиеся
класса.
I – обязательная часть включает 5 образовательных областей:
1. Образовательная область «Язык и речевая практика» представлена учебным
предметом «Речь и альтернативная коммуникация».
Цель
обучения
использованием
-
формирование
средств
коммуникативных
вербальной
и
и
невербальной
речевых
навыков
коммуникации,
с
умения
пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
2. Образовательная область «Математика» представлена учебным предметом
«Математические представления».
Цель
обучения
математике
-
формирование
элементарных
математических
представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
3. Образовательная
область
«Окружающий
мир»
предметами «Окружающий природный мир»,
представлена
учебными
«Человек», «Окружающий
социальный мир».
Цель
обучения
предмету «Окружающий
природный
мир»
-
формирование
представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой,
бережного отношения к природе. Содержание обучения в рамках предмета «Человек»
включает формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем
окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
Целью обучения предмета «Окружающий социальный мир» является формирование
представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной
среде и общепринятых правилах поведения.
4. Образовательная область «Искусство» представлена учебными предметами
«Музыка и движения», «Изобразительная деятельность».
На занятиях предмета «Музыка и движение» развивается способность не только
эмоционально воспринимать и воспроизводить музыку, но и музыкальный слух,
чувство ритма, музыкальная память, индивидуальные способности к пению, танцу,
ритмике.
«Изобразительная деятельность». Целью обучения изобразительной деятельности
является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей
действительности художественными средствами.
5. Образовательная область «Физкультура» представлена учебным предметом
«Адаптивная физкультура».
Занятия по адаптивной физической культуре повышают двигательную активность
детей и учат использованию полученных навыков в повседневной жизни.
В
соответствии
с
требованиями
ФГОС
к
адаптированной
основной
образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)
результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом
особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей
каждого обучающегося. В связи с этим, требования к результатам освоения
образовательных программ представляют собой описание возможных результатов
образования данной категории обучающихся.
II – часть, формируемая участниками образовательного процесса,
включающая коррекционные занятия и внеурочные мероприятия.
Коррекционные занятия реализуются, как правило, в индивидуальной или
групповой форме. Исходя из особенностей развития обучающихся с умственной
отсталостью и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической
комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалидов дисциплины
коррекционно-развивающей направленности: Логопедические занятия и Развитие
психомоторики и сенсорных процессов. Продолжительность коррекционного занятия
зависит от психофизического состояния ребенка (от 20 до 35 минут соответственно).
В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит и
внеурочная деятельность, которая направлена на развитие личности развитие
личности обучающегося средствами физического, нравственного, эстетического,
трудового воспитания, а также на расширение контактов обучающихся с обычно
развивающимися сверстниками и взаимодействие с обществом. Организация
внеурочной воспитательной работы является неотъемлемой частью образовательного
процесса в школе.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней.
Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления
здоровья обучающихся. Обучение проходит в одну смену.
Продолжительность учебного года 33 учебные недели для 1 – 1
дополнительного года обучения, 34 недели для 5 года обучения. Продолжительность
каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней.
При организации образования на основе СИПР индивидуальная недельная
нагрузка обучающегося может варьироваться.
Для детей, особые образовательные потребности которых не позволяют
осваивать предметы основной части учебного плана АООП, учебная нагрузка для
СИПР
формируется
следующим
образом:
увеличивается
количество
часов
коррекционных курсов и добавляются часы коррекционно-развивающих занятий в
пределах максимально допустимой нагрузки, установленной учебным планом (в
соответствии с п. 2.6. приложения соответствующего ФГОС).
Некоторые дети, испытывающие трудности адаптации к условиям обучения в
группе, могут находиться в организации ограниченное время, объем их нагрузки
также лимитируется индивидуальным учебным планом и отражается в расписании
занятий.
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание
результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательным
учреждением. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку
результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам
учебного года. Для организации аттестации обучающихся применяется метод
экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет разных
специалистов, осуществляющих процесс образования и развития ребенка. К процессу
аттестации обучающегося привлекаются члены его семьи. Задачей экспертной группы
является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных
компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика
развития его личности. Результаты анализа должны быть представлены в удобной и
понятной всем членам группы форме оценки, характеризующей наличный уровень
жизненной компетенции. По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа
результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности
ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.
Итоговая оценка качества освоения обучающимися с умеренной, тяжелой,
глубокой
умственной
отсталостью,
с
ТМНР
адаптированной
основной
общеобразовательной программы образования осуществляется образовательной
организацией. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной
основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с
умственной отсталостью (вариант 2) должно быть достижение результатов освоения
специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и
развития жизненной компетенции обучающихся. Итоговая аттестация осуществляется
в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением
обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить
результаты обучения. При оценке результативности обучения важно учитывать
затруднения обучающихся в освоении отдельных предметов (курсов) и даже
образовательных областей, которые не должны рассматриваться как показатель
неуспешности их обучения и развития в целом.
Результатом
освоения
программ
внеурочных
курсов
образовательное
учреждение использует технологию портфолио в сочетании с индивидуальным
учетом образовательных достижений учащихся.
Все предметы учебных
планов
материально-техническое обеспечение.
имеют кадровое, учебно-методическое,
Учебный план образования
обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)
5О
(5 год
обучения)
5В
(6-7
обучения)
Всего
1.1 Речь и
альтернативная
коммуникация
2.1.Математические
представления
3.1 Окружающий
природный мир
3.2 Человек
4/136
4/136
8/272
4/136
4/136
8/272
2/68
2/68
4/136
2/68
2/68
4/136
3.3 Домоводство
1/34
1/34
2/68
3.4. Окружающий
социальный мир
4.1 Музыка и движение
4.2 Изобразительная
деятельность
5.1 Адаптивная
физкультура
1/34
1/34
2/68
1/34
3/102
1/34
3/102
2/68
6/204
2/68
2/68
4/136
-
2/68
2/68
1/34
1/34
2/68
21/714
23/782
46/1564
Максимально допустимая недельная
21/714
23/782
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Коррекционные курсы
1. Сенсорное развитие
0,5/17
0,5/17
2. Предметно-практические действия
0,5/17
0,5/17
3. Двигательное развитие
0,5/17
0,5/17
4. Альтернативная коммуникация
0,5/17
0,5/17
5.Развитие психомоторики и сенсорных
1/34
1/34
процессов
Итого коррекционные курсы
3/102
3/102
Внеурочная деятельность
3/102
3/102
46/1564
Предметные
области
Классы
Учебные
предметы
I.Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика
2. Математика
3. Окружающий мир
4. Искусство
5. Физическая
культура
6. Технологии
6.1 Профильный труд
7.Коррекционно-развивающие занятия
7.1Ритмика
Итого
1/34
1/34
1/34
1/34
2/68
6/204
6/204
Учебный план образования
обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)
9 а класс/
10 год
обучения
9 б класс/
10 год
обучения
Всего
7/238
3/102
10/340
4/136
3/102
7/238
2/68
2/68
4/136
1/34
-
1/34
3.3 Домоводство
2/68
3/102
5/170
3.4.
Окружающий
социальный мир
4.1 Музыка и движение
4.2
Изобразительная
деятельность
5.1 Адаптивная физкультура
2/68
3/102
5/170
1/34
-
1/34
2/68
2/68
2/68
2/68
2/68
4/136
6. Технологии
6.1 Профильный труд
Итого
6. Коррекционно-развивающие занятия
-Ритмика
-Развитие психомоторики и сенсорных процессов
6/204
27/918
4/136
23/782
10/340
50/1700
1/34
1/34
1/34
1/34
2/68
2/68
Итого
29/986
25/850
54/1836
25/850
54/1836
0,5/17
0,5/17
0,5/17
0,5/17
2/34
3/102
1/34
1/34
1/34
1/34
4/68
6/204
Предметные области
Классы
Учебные
предметы
I.Обязательная часть
1. Язык и речевая 1.1 Речь и альтернативная
практика
коммуникация
2. Математика
2.1.Математические
представления
3. Окружающий мир
3.1 Окружающий природный
мир
3.2 Человек
4. Искусство
5. Физическая культура
Максимально допустимая недельная нагрузка (при
29/986
5-дневной учебной неделе)
II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Коррекционные курсы
1. Сенсорное развитие
0,5/17
2. Предметно-практические действия
0,5/17
3. Двигательное развитие
0,5/17
4. Альтернативная коммуникация
0,5/17
Итого коррекционные курсы
2/34
Внеурочная деятельность
3/102
Пояснительная записка
к учебному плану для обучающейся по адаптированным основным
общеобразовательным программам обучающихся с умеренной (умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (12 год обучения)
Учебные планы разработаны в соответствии:
- Закона № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ»;
-Программы для классов (групп) для детей с тяжелой умственной отсталостью,
разработанной департаментом образования Пермской области (2010г.) (на основе
программы обучения глубоко-умственно отсталых детей М.1983год);
-Приказа Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 N 986 «Об
утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части
минимальной
оснащенности
учебного
процесса
и
оборудования
учебных
помещений»;
-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г.
№1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.03.2016г.
№ ВК–452/07 «Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся
с
государственного
ограниченными
образовательного
возможностями
стандарта
здоровья
образования
и
федерального
обучающихся
с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
-Приказ Министерства просвещения РФ от 02.09.2020г. N 458 "Об утверждении
Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями);
-Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. N 254
«Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность»;
-Письма Министерства образования и науки РФ от 20.02.2017 № ВК-1788/07 «Об
организации образования обучающихся с УО» Письмо Министерства образования и
науки РФ от 19.08.2016 № 07-3517 «Об учебниках для обучающихся с ОВЗ»;
-Приказа Министерства образования и науки РФ № 69 от 31.01.2012 «О внесении
изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089;
-Постановления об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно –
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020г. № 28;
-Письма
Министерства образования и науки
РФ
от
20.02.2017г. №07-818
«Методические рекомендации по организации обучения учащихся по ФГОС ОВЗ»;
-в соответствии с Уставом МБОУ «Школа – детский сад № 12» г. Кудымкара;
-АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
МБОУ «Школа – детский сад №12».
Учебный план ориентирован на создание условий для реализации права данной
категории на получение адекватного образования, формирование у обучающихся
элементарных умений и навыков коммуникации, предметно – практической
деятельности, счета, письма, чтения. Обучающихся обучаются по АООП с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), осваивают программы
по индивидуальным учебным планам в условиях школы. Остальные обучающиеся
осваивают АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) по индивидуальной форме обучения на дому (в условиях школы).
Под особыми образовательными потребностями обучающихся с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР следует понимать комплекс
специфических потребностей, возникающих вследствие выраженных нарушений
интеллектуального
развития,
часто
психофизическими
нарушениями.
в
Учет
сочетанных
таких
формах
с
потребностей
другими
определяет
необходимость создания адекватных условий, способствующих развитию личности
обучающихся для решения их насущных жизненных задач.
Предполагается учет потребности в максимально возможном раннем начале
комплексной коррекции нарушений. Основному общему образованию ребенка с
тяжелыми нарушениями развития должен предшествовать период ранней помощи и
дошкольного образования, что является необходимой предпосылкой оптимального
образования в школьном возрасте. Выделяется пропедевтический период в
образовании, обеспечивающий преемственность между дошкольным и школьным
этапами.
Используются
дифференцированном,
изображений,
специфические
"пошаговом"
предметных
и
методы
обучении.
графических
и
средства
обучения,
(использование
алгоритмов,
электронных
в
печатных
средств
коммуникации, внешних стимулов и т.п.)
Учитывается потребность в качественной индивидуализации обучения, в
особой пространственной и временной и смысловой организации образовательной
среды.
Уроки (занятия) с детьми данной категории делятся на две части: первая –
образовательная, вторая – игровая. Длительность и соотношение частей определяется
из реальных возможностей нервно – психического здоровья детей класса (группы).
Рекомендуемое соотношение:
3-4 классы- 25 минут обучение, 15 минут игра.
4-5 классы - 30 минут обучение, 10 минут игра.
5-6 классы - 35 минут обучение, 5минут игра.
7-9 классы - 40 минут обучение.
Продолжительность учебного года
для учащихся
7-9 классов 34 учебные
недели; продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30 дней.
Оценивание знаний, умений и навыков происходит только на качественном
уровне, так как в программе отсутствуют требования, предъявленные к знаниям,
умениям и навыкам учащихся. В конце учебного года аттестация обучающегося
осуществляется посредством составления характеристики и отчета учителя на
педагогическом совете. С учетом вышеизложенного ребенок не может быть оставлен
на повторный год обучения.
Результатом
освоения
программ
внеурочных
курсов
образовательное
учреждение использует технологию портфолио в сочетании с индивидуальным
учетом образовательных достижений учащихся.
Таким образом, учебный план обеспечивает усвоение элементарных и
основных понятий по учебным предметам в соответствии с эмоционально –
волевыми, психологическими, физиологическими особенностями обучающихся с
тяжелой формой умственной отсталости. Коррекционная направленность обучения
способствует индивидуальной социальной адаптации данной категории учащихся.
Все предметы учебных
планов
материально-техническое обеспечение.
имеют кадровое, учебно-методическое,